Перегляд одного допису
Старий 06.09.2010, 18:04   #26
D.J.Owl
 
Аватар для D.J.Owl
 
Реєстрація: 27.05.2010
Звідки Ви: Кременчуг. Громадянин України.
Дописи: 421
Blog Entries: 3
Дякував: 327
Дякували 321 раз(и) в 122 повідомленнях
Уважаемые господа!
Где-то у нас уже упоминал, что "Колибри КМ-300" плоскодонную, под "Ямахой-2", при помощи двух доработок запускал в глисс. Сейчас на "мотолодке" прочёл - ещё парнишка добился того-же эффекта. Интересно ещё и потому, что моторчик у него такой-же, и форма крыла оч. похожа на ту, что я делал себе. Там в обсуждениях они его слова ставят под сомнения. Специально "региться", чтобы его поддержать не стал, да и тема закрыта. Но у нас тоже мне не поверили. К сожалению (нет, скорее к радости - потому, что теперь крейсер побольше) "Колибри" у меня уже нет, а моторчик остался. Так я вот о чём - одним из залогов достижения успеха на плоскодонных, сланевых лодках есть обязательное мероприятие - замена слани. Без этого никак. "Штатные" узкие, поперечные полоски бакелитки никак не устраняют поигрывания (мягко сказано) дна лодки. Чуть больше газу и под транцем в дне выдувается пузо - мама не горюй. При этом не важна толщина фанеры из которых слань выполнена. Будь она хоть из 20мм. фанеры - работает скорее как складывающаяся ширма, а не как "ужесточитель" дна. Мотор сразу за транцем "роет яму", а уже в 70-80 см. от него струя выскакивает на поверхность. (к этому моменту я вернусь ниже). Иссессно это тормозит процесс. Если-бы моторчик таил в себе хотя-бы 5 л.с. човнык стремился-бы стать на "кобру", а под "двоечкой" тяжеловат.

Без крыла имел проблему - подхват воздуха. Транец (не помню паспортную высоту) подрезал трижды по 3 sm. В результате выбрал ровно на высоту пачки сигарет.

Из широко известной в строительных тусовках фанеры QSB (12mm.) вырезал два "вкладыша" на дно лодки. Один от транца до середины а второй от середины до носового сужения. (Там тоже свои моменты были - если кому интересны подробности изготовления и промеров - расскажу отдельно) В нос резать не стал - у "Колибри" он ощутимо приподнят над водой. Не стану подробно описывать все преимущества, скажу лишь, что с такими вкладышами два взрослых дядьки могут в лодке на воде стоять спокойно и уверенно.

Долгими зимними вечерами перечитал в НЕТе уйму инфы про эти самые крылья. При чём отзывов "+" и "-" одинаковое кол-во...
На работе, из нерж. соорудил накладку. И вот тут начались танцы с бубном вокруг костра.
Во первых пришлось восстанавливать высоту транца. При этом памятуя, что мотор воздух подхватывал, тоже в три этапа с последующими испытаниями поднимал. Вышел снова на паспортную высоту, но проблема с воздухом не вернулась (слава Богу). И уже потом "игрался" с углом на струбцине. И она таки выскочила на поверхность!!! При этом совсем пропало "подкапывание ямы" под транцем, а "гребень" уже не выскакивал сразу за кормой, а водичка прорисовывалась ровным, узким шлейфом метра на 3-4 за лодкой. Конечно это был не "ласточкин" полёт, но на мелкой волне и против ветерочка я чётко чувствовал, что "еду телегой по брусчатке" а не "горну воду поперёд себя". Эффект сохранялся и когда на переднюю баночку усаживал покатать дочь-третьеклассницу. А уже с её дружком-соседом не работало...

Появились и некоторые проблемки:
- при резких изменениях курса обороты "взлетали" а лодка "сваливалась" с глисса в водоизмещающий. Я потом вычислил почему.
- "сапог" ямашной двойки выполнен таким образом, что сразу над стандартной антикавитационной плитой он уже имеет форму трубы - обтекаемость плохая. Из-за этого по бокам упомянутого сапога выскакивают два фонтана, победить которые не смог. Была мысль из тонкой нерж. выполнить некий обтекатель на сам сапог, но руки не дошли...

Так я хочу таки "зафиналить":
Не знаю как там ведут себя "кастрюльки" под моторами от 15 и выше с упомянутым девайсом, а если на плоской надувахе со стац. транцем и мотором от 2 до 5 сил повозиться, набравшись терпения, то положительный эффект обязательно будет. За лодки с навесным транцем ничего сказать не могу - там сложнее - мотор навешен нестабильно - чуть больше газюльки и его в баллон вдавливает. Сразу многое меняется и угол и высота...

А что касается природы эффекта - посмотрите на всю эту музыку "под другим углом":
Согласно законов аэро и гидродинамики - максимальное усилие и водяной и воздушный винты создают на крае окружности, в то время, как штатная антикав. плита накрывает только половину диаметра винта.
При чём что интересно, что "закон половины" выдержан у всех моторов - как фирменных, так и старых совковых. Что получаем в результате - выбрасываемая винтом струя воды по пути наименьшего сопротивления (в нашем случае - плотности) стремится выскочить наверх, тем самым ослабляя усилие, сообщаемое лодке. Накрыв винт плитой бОльшего, чем он диаметра мы как-бы направляем выброс, не даём ему возможности бесполезно выскочить на поверхность. Подчеркну - это мой субъективный вывод, подкреплённый опытами с надувной плоскодонкой и моторами не более 8 сил.
Так что крылышко это эффективно работает, но требует индивидуального подхода и "тонкой настройки". Тут не проходит вариант - "... купил фирмУ, поставил и счастлив..." Порой критически важными могут оказаться 5-10 мм. И по большому счёту - само крыло не есть панацея...
На дюрале, скорее всего, работают уже (а точнее ещё) и другие силы и условия. Тут уже наверное имеют значение всевозможные фокусы с проточенными бороздками, подгибами, углами, и конечно-же бОльшие обороты мотора - отдельная тема - к ней вернусь, потому, как есть ещё о чём рассказать.
Это уже свежая история с "Ветерком-8" и килевой лодкой Captain 410

Ого наваял...

Востаннє редагував D.J.Owl: 06.09.2010 о 22:58.
D.J.Owl зараз поза форумом   Відповісти з цитуванням
4 користувачів подякували
POZITIFF (14.10.2010), VITALIK BALINSKIY (29.10.2010), VLG (04.01.2013), Косяченко Александр (27.01.2015)